"Родители и дети". Второй и третий год.

У групп «Родители и дети –  «Родители и дети – второй год» четыре основные цели:
1. Поддержка развития детей, их самостоятельной активности через игру и движение;
2. Поддержка отношений между родителями и детьми: формирование надежной привязанности, укрепление родительской интуиции и чуткости, улучшение понимания родителями своих детей через внимательное наблюдение и взаимодействие;
3. Поддержка общения детей между собой;
4. Поддержка общения родителей.
Группу ведут два педагога. Один играет с малышами, предлагает им игры, соответствующие возрастным возможностям и интересам детей, поддерживает их во взаимодействии друг с другом, помогает разрешать возникающие конфликты. Другой ведущий общается с родителями. Он помогает установить доверительные отношения, создать возможность для родителей обсуждать волнующие их темы, обмениваться опытом, получать поддержку от ведущего и друг от друга. По мере необходимости он объясняет особенности игрового поведения детей в этом возрасте, особенности взаимодействия детей между собой, помогает настроиться на совместное включенное наблюдение.
Родители находятся в одном помещении с детьми, сидят на полу в игровой зоне. В отличие от "Первого года", мамы стараются без просьбы со стороны малышей не вмешиваться в их активность, оставаясь при этом постоянно эмоционально доступными для них, готовыми поддержать, утешить, разделить их чувства, помочь их прожить. Если малышам небезопасно уходить от мамы - они остаются с мамой столько, сколько им нужно до тех пор, пока они почувствуют себя более уверенными и смогут свободно войти в отношения с ребятами и с ведущим.
У занятия есть определенная структура. В каждом занятии есть приветственная и прощальная песенки, игра с игрушками и попыткой создания первых сюжетов, двигательная игра с освоением сложноорганизованного пространства, занятие за столом с разными материалами для творчества, ориентированное не на результат, а на получение удовольствия от процесса, вестибулярная игра, несколько коротких структурированных ритмических или жестовых игр, общая еда. Игры подбираются с учетом физических эмоциональных, поведенческих и других особенностей детей в данной группе.
Ведущими предлагается определенный материал, и дети в него свободно играют. Большую часть занятия составляет именно свободная игра вокруг предложенного материала или организованной среды.
По внутреннему содержанию – во время этих свободных игр дети учатся (поначалу с поддержкой ведущего и родителей) общаться друг с другом, разрешать конфликты, принимать предлагаемые взрослым границы, различать свое и чужое, выстраивать отношения с другим взрослым.
На группе уделяется особое внимание эмоциональному развитию. Взрослые помогают детям проживать свои чувства, называют их, благодаря этому малыши начинают учиться разбираться в своих эмоциях, справляться с возникающими чувствами, не бояться их. Позже это приведет к способности детей понимать чувства других людей, а также к способности отделяться от своих эмоций и действовать исходя из центра своей личности.
Родители учатся лучше понимать своих детей через наблюдение и психологический комментарий второго ведущего. Принимать их индивидуальность, особенности, их способы взаимодействия с другими детьми, предметами, ситуациями; поддерживать своего ребенка в его чувствах. Одной из задач «Второго года» по сравнению с «Первым» является появление первых границ. Родители учатся проводить границы без насилия, опираясь на уважение к своим ценностям и ценностям ребенка. Растет компетентность родителей. Благодаря принимающей атмосфере, родители раскрываются, уходит тревога о "правильном" или "неправильном" развитии малыша, и они могут давать своим детям больше внимания и принятия.
На группе создаются условия, где у родителей появляется возможность получать позитивный опыт во взаимодействии со своим ребенком, опыт бережного, с поддержкой, прохождения через конфликтные ситуации, сложные поведенческие моменты, опыт чуткого наблюдения за малышом и большего доверия своей родительской интуиции.